Главная » Статьи » Так ли страшен «автомат» (часть 2)

Так ли страшен «автомат» (часть 2)

Мы завершаем начатый в предыдущем номере разговор об особенностях автоматических коробок передач. Наш собеседник — Владимир Дроздовский, директор фирмы АТG — «Automatic Transmission Group», которая занимается ремонтом «автоматов».

Скажите, можно ли буксировать машину, оснащенную «автоматом»?

Можно — установив селектор в положение «N» и строго придерживаясь ограничений дальности и скорости, обычно приводимых в инструкции. Если они не указаны, воспользуйтесь формулой «50х50», то есть буксируйтесь на расстояние до 50 км со скоростью не выше 50 км/ч. При необходимости более дальней буксировки лучше всего разъединить трансмиссию. Такая мера, как долив лишнего масла в коробку, в какой-то степени поможет, но радикально положения не улучшит. Дело в том, что некоторые ее элементы смазываются под давлением от гидронасоса — к ним масло не попадет самотеком даже при повышенном уровне. Если двигатель сохранил работоспособность, смело пускайте его и буксируйтесь (также на «нейтрали»), пока не кончится бензин. Если же мотор не работает, но стартер исправен, полезно будет его включать каждые 10-15 километров на 8-10 секунд. Некоторые модели автомобилей раньше дополнительно оснащались трансмиссионным насосом — к ним ограничения по буксировке не относятся. Кроме того, это давало возможность пуска «с толкача», что у более современных машин с «автоматом» невозможно.

Как продлить жизнь автоматической коробке?

Общее правило: чем спокойнее вы ездите, тем дольше прослужит коробка. Поскольку наиболее напряженно она работает именно в моменты переключения передач при интенсивном разгоне, освоившись и научившись их предугадывать, попробуйте чуть сбрасывать перед ними газ. При полной загрузке машины или буксировке тяжелого прицепа можно рекомендовать разгон до скорости километров сорок в час при положении селектора «1», а затем переключение в режим «D». Если же произошел отказ, пусть единичный, лучше сразу обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация может усугубить неисправность — тогда ремонт окажется многократно дороже.

Какие масла используются в «автоматах»?

Только минеральные масла серии АTF, обычно марки «Дексрон» (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешивание в различных пропорциях. Их «ходимость» — минимум 50-70 тысяч километров, цена — от трех до девяти долларов за литр. В коробку легкового автомобиля заливают 6-9 л, а вот полноприводному «Форду-Бронко» понадобятся все 18. В последнее время, особенно на французских машинах, используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с «Дексроном» недопустимо! Нежелательно добавлять в масло и какие-либо восстанавливающие присадки. Реальных положительных результатов от этого мы не встречали, а вот загубленные разными добавками коробки время от времени попадались.

Можно ли ремонтировать автоматическую коробку самостоятельно?

В общем — да, если ясна причина отказа (например, износ фрикционов из-за нехватки масла). Но «автомат» — агрегат сложный, и гораздо чаще причиной может быть, к примеру, недостаточное давление в какой-либо магистрали. При этом «вскрытие» ни о чем не скажет неспециалисту. Наиболее сложен не ремонт, а именно диагностика неисправности.

Где же в таком случае ремонтировать?

Самый дорогой вариант — в фирменном сервисе, где неисправную коробку, скорее всего, заменят восстановленной или новой. Ее стоимость в зависимости от модели — от трех до девяти тысяч долларов плюс оплата работы и иногда — минус остаточная стоимость неисправного агрегата.
Другой вариант — ремонт в небольшой фирме, при выборе которой следует учесть, что многопрофильность, как правило, говорит о низком профессиональном уровне. Таких фирм, готовых взяться за любую работу, достаточно много — в одной Москве десятка полтора. Но делающих действительно высококачественный ремонт и специализирующихся только на автоматических коробках — всего три-четыре. Расценки в них таковы: снятие-установка «автомата» — 300-600 долларов, ремонт — 400-1000, запчасти для ремонта среднего объема — 500-1000.
Третий, общеизвестный вариант — ремонт у какого-нибудь гаражного «дяди Васи». Качество и расценки здесь порой произвольны, причем нижняя планка — на уровне трехсот-четырехсот долларов. Для владельца такой ремонт может обернуться головной болью. Недавно к нам пригнали автомобиль, коробка которого уже побывала в руках «умельца». Из-за неправильной сборки пришла в негодность самая дорогая часть агрегата — треснул картер, и ремонт обошелся вдвое дороже, чем если бы обратились к специалистам сразу.
Наконец, можно купить для замены «бэушный» агрегат за тысячу-полторы долларов. Но будьте готовы к тому, что он может оказаться еще хуже вашего. И пусть не введет в заблуждение свежая «серебрянка», которой покрыто все, вплоть до резиновых уплотнений — именно так чаще всего «восстанавливают» коробки, извлеченные с автомобильных свалок.

Как долго прослужит «автомат» после ремонта?

Перебранный у специалистов — ненамного меньше нового, 120-150 тысяч километров.

Можно ли заменить автоматическую коробку на механическую?

Эта операция весьма сложна, хотя в принципе возможна. Проще сменить машину на аналогичную с «механикой».

Каковы особенности коробок различных марок автомобилей?

Все автоматические коробки достаточно надежны, но немецкие, например, отличает высокое качество проработки и изготовления даже второстепенных деталей, которым американцы уделяют меньше внимания. «Фордовские» коробки улучшаются постоянно, даже в процессе выпуска одной и той же модели автомобиля. Так «Торус», «автомат» которого поначалу частенько выходил из строя, через пару лет получил вполне надежный агрегат. Японская техника сравнительно проста, традиционно компактна и изобилует электроникой. Но, возможно, в силу национального ограничения скорости (100 км/ч), детали коробок зачастую имеют неважную динамическую балансировку, что иногда приводит к разрушению подшипников скольжения.

Каков контингент ваших клиентов?

Самый разнообразный. В основном это те, кто приобретает автомобильный «сэконд-хэнд», хотя встречаются и автомобили членов правительства, ФСК и даже управления охраны президента. Кроме того, наши специалисты консультируют ГОН — Гараж особого назначения по вопросам эксплуатации автоматических коробок.

Скажите, а есть ли у ATG какие-то самостоятельные разработки?

Мы разработали и запатентовали автоматические коробки передач для всех переднеприводных ВАЗов, включая машины «десятого» семейства, «Москвича-2141» и ИЖ- 2126 «Орбита». Собственно «автоматическая» часть у них одинакова. Но что самое ценное — наши «автоматы» монтируются вместо штатных механических коробок без каких-либо переделок автомобиля. Неизменными остаются даже приводы или карданный вал. Чтобы эти разработки пошли в серию, нужна заинтересованность автозаводов и немалые средства, которыми они пока не располагают. Но мы надеемся, что когда-нибудь и покупатели отечественной машины смогут выбирать между обычной «механикой» и «автоматом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *