Многие наши автолюбители, пересаживаясь в иномарку, решают, какую коробку передач предпочесть — механическую или автоматическую. Если с «механикой» знакомы все, то опытом езды с «автоматом» могут похвастать немногие. Поэтому часто перевешивает расхожее мнение, что он дорог, капризен и ненадежен. Чтобы разобраться, насколько обоснованно такое суждение, мы встретились с Владимиром Дроздовским, начальником бюро автоматических трансмиссий ЗИЛа, а ныне, по совместительству, техническим директором фирмы ATG — «Autоmatic Transmission Group»- то есть «Группа автоматических трансмиссий».
Уже несколько лет в связи с финансовым кризисом завода и фактическим прекращением работ над легковым правительственным ЗИЛом инженеры бюро находятся в бессрочном административном отпуске. Но они сумели найти применение своему профессионализму, создав фирму по ремонту автоматических коробок передач. Через их руки прошли десятки марок и сотни моделей, так что слово — специалистам.
Попробую. Представьте себе обычную механическую коробку с шестернями постоянного зацепления — скажем, такую, как у ВАЗ-2108. В ней пары шестерен находятся в постоянном контакте, при этом ведомые свободно вращаются. Включая какую-либо передачу, вы механически блокируете соответствующую шестерню на ведомом валу. В автоматической коробке, образно говоря, около каждой шестерни стоит фрикционный элемент, который при включении фиксирует ее на валу с помощью сил трения. А чтобы исключить рывки в трансмиссии при переключении передач, на месте привычного сцепления установлен гидротрансформатор, вращающийся в заполненном маслом кожухе. Проскальзывание слоев масла, во-первых, демпфирует рывки, а во-вторых, обеспечивает дополнительное увеличение передаточного отношения, в диапазоне от 1 до примерно 2. Для ясности мы рассматривали простейшую двухвальную коробку. Именно так сконструированы «хондовские автоматы». В автоматических коробках большинства других марок, как правило, используются планетарные редукторы.
Его истоки следует искать, скорее всего, в обычном пренебрежении элементарными правилами эксплуатации и в убежденности, что любой, даже самый сложный агрегат можно отремонтировать, имея в активе лишь самоуверенность и пару гаечных ключей. Что же касается наших дорог, то от них гораздо больше страдает подвеска.
Главное преимущество — в легкости управления автомобилем, что особенно удобно, скажем, в городе с его пробками. Достаточно снять ногу с педали тормоза — и машина начинает двигаться. Кроме того, благодаря демпфирующим свойствам гидротрансформатора и отсутствию жесткой механической связи между двигателем и трансмиссией ресурс последних возрастает на 20-30%. Плата за это — более высокая цена и сложность конструкции автоматической коробки при несколько меньшем, чем у механической, ресурсе и необходимости квалифицированного обслуживания.
В среднем 150-200 тысяч километров при грамотной эксплуатации. Я имею в виду регулярный контроль уровня масла, его замену вместе с фильтром и «неспортивный» стиль езды. Последнее требует разъяснения. При переключении «автомата» растормаживаются одни и затормаживаются другие группы фрикционных элементов. Естественно, чем большую мощность развивает двигатель, тем интенсивнее они изнашиваются. Например, при стендовых испытаниях автоматическая коробка «Джипа-Чероки» выдержала двенадцать тысяч циклов нагружения, каждый из которых имитировал ступенчатый разгон с торможениями при полном использовании мощности двигателя. Можно подсчитать, насколько хватит «автомата» «гонщику», пытающемуся выиграть каждый старт от светофора. У спокойного же водителя при регулярном обслуживании коробка пройдет и полмиллиона километров.
Динамические показатели и экономичность машины с автоматом обычно на 5-10% хуже, чем с «механикой». Впрочем, последнее к новейшим «автоматам» не относится: оптимизация компьютерного управления делает оснащенные ими машины даже экономичнее вариантов с механическими коробками. Многие автомобили имеют ныне принудительную блокировку трансформатора — она также позволяет снизить расход бензина на шоссе. Кстати, некоторые модели оснащены устройством, препятствующим переходу на высшую передачу, если двигатель еще не прогрелся.
В первом приближении о ее состоянии можно судить по следующим признакам. Во- первых, замеренный щупом в коробке уровень масла при работающем двигателе должен располагаться в допустимом диапазоне. Отклонения в любую сторону могут привести (если уже не привели) к поломкам. Во-вторых, масло должно быть прозрачным и, как правило, красного цвета. Мелкая взвесь, хорошо заметная на белой бумаге, коричневый, а тем более черный цвет масла свидетельствуют, как минимум, о сильном износе фрикционов и грядущем ремонте. В-третьих, следует заглянуть под машину. Замасленный картер коробки — не беда, если не считать, что придется то и дело доливать масло. Хуже, если его убыль не была своевременно замечена — со всеми возможными последствиями. Наконец, в-четвертых, при разгоне автоматика должна плавно, без рывков, «перебрать» все без исключения передачи, вплоть до высшей. Если все эти условия соблюдены, коробка в рабочем состоянии и еще послужит. Вообще же, как правило, если автомобилю более десяти лет и его пробег за двести тысяч — будьте готовы к ремонту.
Для начала нужно разобраться в обозначениях режимов ее работы. Обычно их пять- шесть и включаются они рычагом-селектором. «Р» — от английского «паркинг», когда трансмиссия разъединена с двигателем, а выходной вал коробки жестко заблокирован. Кстати, именно во избежание поломки стопора включать этот режим можно только на полностью неподвижной машине. «R» — «реверс», задний ход. «N» — «нейтраль» — то же, что и «паркинг», но без блокировки ведущих колес. «D» или «OD» — «драйв», когда коробка перебирает последовательно все передачи переднего хода, вплоть до ускоряющего «овердрайва», если таковой имеется. Все названные режимы также желательно включать на полностью заторможенной машине. Эффектные приемы вождения, знакомые по кинобоевикам, когда на полном ходу «втыкается» задний ход и колеса начинают с визгом и дымом крутиться в обратную сторону, сократят жизнь автоматической коробки до нескольких минут. Режимы «3»,»2″ и «1», иногда обозначаемые буквенными символами, позволяют ограничить диапазон переключения только соответствующим количеством низших передач. Включать их можно на ходу, например, в горах, при буксировке тяжелого прицепа или преодолевая участок плохой дороги. Единственное ограничение — не превышать допустимые обороты двигателя. Перевод селектора в положение «1» на скорости 90 км/ч, конечно, не даст столь сильных ощущений, как с «механикой», но опытов такого рода все же следует избегать.
На некоторых моделях автомобилей поблизости от селектора есть небольшой переключатель с пиктограммами или буквенными символами. Наиболее часто встречающиеся обозначения «S», «N», «E», «M» соответствуют стандартному, нормальному, экономичному и «механическому» алгоритмам работы «автомата». Два первых практически равноценны. Экономичный позволяет двигателю работать в диапазоне наименьшего расхода топлива на единицу развиваемой мощности. Рядом с «Е» иногда нарисована снежинка — этот режим с довольно умеренным крутящим моментом на колесах хорош для использования зимой. «Механический» же диапазон позволяет работать селектором, как рычагом обычной, механической коробки, оборудованной автоматическим сцеплением.
Органы управления машины с «автоматом» имеют еще одно существенное отличие: здесь всего две педали — акселератора и, непривычно широкая, тормоза. У многих водителей, пользующихся механической коробкой, выработался устойчивый, хотя не самый верный стереотип торможения: при нажатии правой ногой на тормоз левая автоматически выжимает сцепление. Чтобы, забывшись, не нажать обеими ногами на «просторную» педаль тормоза, блокируя колеса, первое время лучше держать левую ногу поближе к сиденью.
У большинства автомобилей с автоматической коробкой предусмотрен режим «кикдаун», когда при резком, до пола, нажатии на акселератор для обеспечения интенсивного разгона, происходит принудительное переключение на одну-две передачи «вниз». На многих современных моделях такой переход происходит при неполностью нажатом газе.
Их не так уж много. «Нейтраль» в обычных режимах движения используется достаточно редко. Например, двигаясь накатом, селектор лучше оставить в том положении, в котором он находился до этого. При этом коробка перейдет на высшую из разрешенных передач и обеспечит минимальное торможение двигателем. Если же вы катились в режиме «N», последующий переход в «D» заставит повременить с «дачей газа» несколько секунд, необходимых для выхода коробки на нужную передачу.
Бытует мнение, что, стоя на светофоре, следует перейти в «N», поскольку в режиме «D» что-то там пробуксовывает и изнашивается. На самом деле это не так, все элементы коробки обездвижены, фрикционы зажаты, включена первая передача и лишь насос двигателя вхолостую перекачивает масло. Движение в этом случае начинается без пробуксовки пар трения, которые вступают в работу лишь при переходе на вторую передачу. Переход же с режима «N» в «D» заставляет их потрудиться лишний раз. В городской поездке лучше исключить высшую передачу, переведя селектор из диапазона «OD» в «D» или, в отсутствие «овердрайва», из «D» в «3».
Это не совсем так. В «штатных» режимах достаточно обычной меры предосторожности — более мягкой работы органами управления. Другое дело на скользком покрытии, в снегу, на песке.
С «механикой» момент начала вращения колес и его скорость можно контролировать достаточно точно акселератором и сцеплением. С «автоматом» же этот момент зависит только от оборотов двигателя и уловить его достаточно сложно. А поскольку сопротивление пробуксовывающего колеса меньше, чем неподвижного, мотор тут же начинает его раскручивать и машина «закапывается». При этом, поскольку обычно проворачивается только одно колесо, из-за интенсивной работы может выйти из строя дифференциал. В этом случае выручает знание некоторых приемов. Во-первых, нельзя, по аналогии с механической коробкой, пытаться «раскачать» машину — это верный способ загубить коробку. Во-вторых, если собираетесь двигаться вперед, селектор должен находиться в положении, соответствующем самой низшей передаче, например «1». И в- третьих, педалью тормоза при троганье следует работать точно так же, как педалью сцепления на автомобиле с механической коробкой. То есть, нажав на тормоз и подняв обороты двигателя, плавно растормаживать колеса, не допуская их раскручивания. Кстати, при правильно отрегулированных тормозах этот прием играет роль своеобразной блокировки дифференциала.