Коробка-автомат является наиболее сложным механизмом машины. Благодаря ей в автоматическом режиме осуществляется передача на ведущие колёса от мотора крутящего момента без вмешательства водителя. Конструкция коробки содержит множество механизмов и деталей подверженных в процессе её эксплуатации значительному трению. Поэтому, чтобы максимально продлить работоспособность всех элементов и избежать ремонта АКПП, необходимо обеспечить трущиеся поверхности качественной и надежной смазкой. Для этих целей в коробку автомат заливается трансмиссионное масло (ATF).
Эта смазывающая жидкость является обычным расходником, периодичность замены которого зависит от многих условий: рекомендаций производителя АКПП, условий эксплуатации коробки и прочее. Поэтому множество владельцев машин с коробкой-автомат периодически сталкиваются с дилеммой – какое масло залить в коробку, чтобы продлить её эксплуатацию. Для правильного выбора следует разобраться в специфике действия таких жидкостей, их составе.
Функциональное назначение
Масло для АКПП выполняет множество функций, поэтому такая жидкость должна соответствовать некоторым специфическим требованиям. Перечислим основные из них:
- Соответствие необходимому уровню вязкости.
- Устойчивость к образованию пены и окислению.
- Возможность сохранять свои свойства в значительном температурном диапазоне.
Соответствовать этим требованиям ATF должна из-за конструктивных особенностей автоматической коробки, ведь одно и то же масло должно обеспечит работоспособность нескольких узлов: гидроблока, валов и подшипников коробки, гидротрансформатора. К основным функциям трансмиссионного масла можно отнести:
- Поддержка постоянной работоспособности фрикционных элементов сцепления.
- Обеспечение плавного, без затруднений переключения скоростей.
- Передача и регулировка крутящего момента в гидротрансформаторе.
- Охлаждения и смазывания трущихся элементов коробки.
- Удаление грязи и металлических частиц с поверхности деталей.
Всё это позволяет сделать вывод, что ATF не просто субстанция для смазки деталей коробки, а вещество, позволяющее эффективно передавать тепловую и механическую энергию.
Состав трансмиссионной жидкости
Правильный выбор масла для коробки-автомата обусловлен его химическим составом, необходимо чтобы ATF соответствовала всем вышеперечисленным требованиям. В состав трансмиссионной жидкости включены такие основные элементы:
- Добавки ограждающие уплотнительные элементы от «разбухания».
- Вещества, позволяющие исключить вспенивание и закипание.
- Пассиваторы (неорганические окислители) и ингибиторы, предотвращающие коррозийные процессы.
- Модификаторы, уменьшающие трение.
- Набор моющих и износоустойчивых присадок.
- Вещества, способствующие сохранению необходимой вязкости.
Тяжелые условия эксплуатации, многокомпонентный состав трансмиссионной жидкости приводят к «старению» ATF и потери свойств, необходимых для бесперебойной работы коробки. Поэтому её необходимо периодически менять.
Критерии выбора
Видов трансмиссионного масла от различных производителей сейчас множество, что же нужно учитывать при его выборе. Существует два основных параметра, на которые изначально следует обратить внимание:
- Первый – вязкость. Классификаций этого параметра трансмиссионной жидкости существует множество. Но в основном они подразделяются на маловязкие, средней вязкости и густые.
- Второй – температурный диапазон. Чтобы подобрать необходимый тип масла следует учитывать температуру, при которой будет оптимальным показатель смазочных свойств.
Не менее важно учитывать, входящие в состав жидкости присадки. Также существуют оригинальные или универсальные масла. Но лучше всего делать выбор ATF на основании рекомендаций, выпустившего АКПП производителя. Какой состав и характеристики рекомендованы в мануале, тех и нужно придерживаться, ведь эти параметры были выбраны в процессе длительных испытаний. Это позволит автоматической коробке функционировать в оптимальном режиме без преждевременного износа.
Технология замены масла в АКПП
Периодичность замены трансмиссионной жидкости в коробке-автомате прописан в мануале, но эти значение хороши для европейских стран, условия эксплуатации в нашей стране с лёгкостью можно приравнивать к тяжёлым. Поэтому если производитель рекомендует менять ATF через 80 тыс. км пробега, то в наших условиях оптимальным будет период в 40 тысяч.
Существует два типа АКПП:
- Обслуживаемые, в которых есть всё для замены – горловины, щупы, сливные отверстия.
- Необслуживаемые, агрегаты в которых замена масла считается необязательной.
Но даже если на машине стоит коробка второго типа не следует игнорировать замену масла.
Резюме
Не стоит экономить на трансмиссионном масле, оттягивая срок его замены и выбирая жидкость подешевле. Ведь от качества ATF и соблюдения периодичности обслуживания напрямую зависит срок эксплуатации коробки.